Мышление: определение понятия, виды и функции мышления

имена значение женских и мужских имён.jpg



мыслить позитивно.jpg

Мышление - высший психический процесс в человеческом сознании. От способности размышлять зависит успех, умение справляться с повседневными обязанностями, добиваться намеченных целей.

Благодаря мышлению у человека есть возможность представить скрытую сторону предмета или явления, а также его изменения с течением времени, устремиться за пределы существующей реальности, конструктивно использовать воображение.

 

Что мы понимаем под мышлением

Под мышлением следует понимать процесс познания и моделирования реальности при помощи обобщенных и опосредованных умозаключений, полученных на основании деятельности человека. Философы всех времен ставили акцент на процессе мышления, как на отличительной черте человеческого естества. По словам Декарта, мышление подтверждает наличие жизни внутри личности.

В ходе мышления становится "осязаемой" мысль, рождается понятие, оживает идея. Процесс мышления противопоставляется ощущению и восприятию, как низшим формам сознания, свойственным и миру животных.

Мышление наполняет смыслом деятельность человека, выступает в качестве опоры для развития науки, искусства. Исходя из этого, многие результаты труда имеют кроме прагматического, и символическое значение: к примеру, внешний вид и расположение архитектуры, материал построения здания имеют не меньший смысл, чем его прямое назначение.

Мыслительные операции, прежде всего, проявлялись, как практические, а затем они преобразовывались в теоретические. Поэтому действие представляет собой первичную форму мышления по сути. Опыт подтверждает зависимость качества выполнения поставленной задачи от озвучивания ее формулировки.

Отличительной чертой мышления в сравнении с остальными формами сознания является способность получать информацию опосредованно. Процесс осуществляется с помощью функций мозга - дедукции и аналогии.

Виды мышления

Существует несколько разновидностей мышления. Каждая из них ассоциируется с определенным уровнем осознания реальности при различной степени абстрагирования.

Наглядно-действенное

Познание при помощи манипулирования предметами: реализация этого уровня осмысления действительности не уходит далеко от практики, учитывая то, что человек словно "помогает себе действиями". Уровень мышления характерный для трехлетнего возраста. Чтобы увидеть отличия предметов, ребенок прикладывает их друг ко другу. Малыш понимает, что такое домик, когда он выстроен; или что действие было неверным, так как игрушка сломана. Ребенок учится обобщать и классифицировать, компонуя между собой различные детали конструктора по цвету и размеру.

Подобное мышление свойственно и зрелым личностям, с той лишь разницей, что оно становится второстепенным. Наглядно-действенные операции активируются в случаях, когда точное прогнозирование затруднительно. В качестве примера - изучение на практике незнакомой техники, перепланировка интерьера и прочее.

Наглядно-образное

Познание при помощи представлений, предметов - более совершенный уровень осмысления реальности в сравнении с предыдущим. Мыслительный процесс выходит на первый план, после чего следуют действия. Чтобы дать подробную характеристику предмету, человек не нуждается в практических действиях в связи с ним: не рассматривает и не касается его руками. Этот уровень способен осилить ребенок лет семи.

Взрослые проявляют подобное мышления, когда поэтапно представляют творческий процесс с сопутствующими изменениями, выстраивают стратегию своих действий, параллельно обдумывая результаты и корректируя свое поведение в соответствии с ними. Развитие наглядно-образного мышления позволяет улучшать креативность, способность генерировать новые идеи.

Словесно-логическое

Познание посредством понятий, рассуждений, слов. Это уровень абстрактных процессов мышления, характеризующийся присваиванием понятий, использованием логических конструкций, не всегда имеющих образ, например: "совесть", "ценность". Абстрактное мышление - вспомогательный инструмент человека для выявления закономерностей в окружающем мире, в изучаемом материале.

Разумеется, что подобное мышление не свойственно малышу, по той причине, что в его опыте не накоплено достаточного количества понятий и образов. Построение логической взаимосвязи требуется в решении как бытовых, так и судьбоносных вопросов. Скорость и правильность выполнения элементарных задач зависит от того, насколько у человека развито словесно-логическое мышление.

Функции и процессы

Та или иная разновидность мышления активирует перечень процессов, обеспечивающих познание картины мира:

  • Сравнение. Выявление схожих и отличительных свойств, качеств;
  • Анализ. Рассмотрение явления в свете его деталей и составляющих;
  • Синтез. Противоположен анализу; с его помощью целое может быть восстановлено выявлением связей;
  • Абстракция. Представление определенного качества предмета на фоне менее значимых;
  • Обобщение. Игнорирование отдельных признаков с целью осмысления общих и выявления значимых связей между предметами.

Для детского уровня мышления все перечисленные процессы необходимо отобразить на практике: разбор и складывание деталей, классификация их по определенным характеристикам.

В зависимости от функциональных особенностей, мышление в психологии подразделяется на репродуктивное, продуктивное и творческое:

1. Репродуктивное. Имеет вид повторения изученной информации по установленному алгоритму. На практике это выглядит, как умение решать задачи по принципу предыдущих. Процесс мышления сконцентрирован не на усвоении нового, а на фиксировании той или иной закономерности.

2. Продуктивное. Мышление, при котором личность выходит за пределы существующих понятий и дополняет свой уровень понимания новыми познаниями. Их новизна является таковой только для индивида, не считая "общечеловеческой" объективности. Если же информация, полученная индивидом, представляет новшество и для всего человечества - в таком случае речь идет о творческом мышлении.

3. Творческое. Процесс, отличающийся сложностью и структурой. Индивид стремится к обретению новых знаний и самостоятельному применению их на практике. Характерные особенности: уникальность, создание нового, а не повторение; применение к явлению другой точки зрения с целью более широкого рассмотрения; спонтанность идеи, которой не предшествовало ничего из текущей ситуации; преобразование привычного.

типы мышления - как мыслить позитивно.jpg

Типы мышления

Существуют различные типы мышления, в свою очередь подразделяющихся на категории:

1. Логическое – этическое. Люди-логики оперируют понятиями с позиции последовательной обоснованности, правил, закономерностей. Сторонники второго типа реализуют себя, исходя из настроения, чувств и эмоций. Первые предпочитают обмен информацией, представители второго типа - обмен эмоциями.

2. Сенсорное – интуитивное. Люди сенсорного восприятия отличаются конкретностью и практичностью суждений, они прекрасно оперируют деталями, делают выводы, опираясь на текущие события, ловко справляются со сложившейся в настоящем времени ситуацией. Представители второго типа мышления - обозревают проблему в глобальном смысле, размышляют с подачи философии, теоретически и не привязываясь к конкретным особенностям события.

3. Решительное – рассудительное. Для людей первого типа мышления свойственно быстрое принятие решений, способность работать в напряженной атмосфере; они могут допускать ошибки и быстро делать выводы, меняя свое поведение. Представители второго типа долго обдумывают решения, действуют исключительно в обстановке спокойствия и комфорта, не допуская излишней суеты.

4. Шизотимическое – циклотимическое. Люди шизотимического типа отличаются тонким восприятием, эгоцентричностью, властностью, желанием выделиться на фоне окружающих. В обычной их жизни наблюдаются признаки шизофрении. Люди-циклотимики отличаются безответственностью, беспечностью, общительностью, живостью эмоций. Кроме всего, возможна склонность к маниакально-депрессивному синдрому.

5. "Чейнджер"-"раннер". Представители мышления "чейнджер" ориентированы на разнообразие действий, осваивая что-либо новое; "раннеры" направляют свою деятельность в единственное русло, пока не завершат начатое. Они - "консерваторы" в бытовой жизни; с осмотрительностью подходят к выбору друзей, увлечениям, приобретениям. Внезапные перемены оказывают на них угнетающее или разрушительное действие.

6. Интроверт – экстраверт. Всем известная классификация: интроверты имеют мышление, в большей мере обращенное внутрь себя. Они чувствительны, замкнуты, задумчивы. Экстраверты - актуализируют внешнее; они разговорчивы, открыты и энергичны.

7. Интернал – экстернал. Представители первого типажа уверены, что все происходящее в их жизни зависит от них самих и меняется под их воздействием. Все неудачи они "берут на себя", а успехи рассматривают как почетные достижения. Экстерналы убеждены, что всему происходящему виной окружающая действительность, другие люди, случайные совпадения, "рок" и так далее. 

8. Позитивизм – негативизм. Позитивисты в той или иной ситуации исходят из того, что представляет из себя ситуация. Они применяют утвердительные конструкции, обозначая предметы и явления соответствующими характеристиками: "Все прошло хорошо. Результат порадовал". Негативисты начинают реагировать на происходящее с позиции того, чего нет. Они ведут рассуждения с применением отрицания: "Ничего предосудительного не произошло. Результат неплохой".

Каждый из описанных типов мышления характеризуется своеобразной спецификой. В зависимости от этой особенности личность способна на истинные или ложные умозаключения. Но типичные представители определенного типажа склонны к совершению логических ошибок. К этим категориям можно отнести экстерналов и интерналов.

У таких людей отсутствует объективность для понимания ситуации, они находятся под влиянием примитивных установок: "все случилось из-за меня", или "это все из-за него", тогда как событие сформировалось в результате определенных условий. В реальности в произошедшем есть как вина самого человека, так и влияние независимых от него причин.

Понятие «предикатива»

Так как речь идет о логических ошибках, необходимо уделить внимание изначально ошибочной теории, в чем реализуется предикативное мышление, противопоставляемое логическому, согласно психологии. Предикатив - характеристика предмета, явления, описание его действия, имеющая актуальность в момент речи. Предикативизму свойственно рассуждение, при котором происходит отождествление разнородных предметов в силу объединяющего их предикатива.

К примеру, "веганы не едят рыбу. Саша отказался от порции жареной рыбы. Вывод: Саша - веган." Наподобие того, что "если кто-то из политических деятелей предпочитает жить за городом, а другой положительно высказался по поводу загородной недвижимости, то и политические взгляды этих не связанных друг с другом людей должны совпадать. С позиции логики в корне неверно. Правильно было бы построение взаимосвязей с противоположной стороны: "так как веганы не употребляют рыбу, а Саша также веган, то он, вероятнее всего, также не употребляет рыбу."

Предикатив не может выступать значимым признаком предмета, его актуальность имеет смысл только в минуту высказывания. Таким образом, предикатив может служить определителем для множества явлений, не связанных между собой. Не употребляют рыбу не только веганы, но и фрукторианцы, также и их питомцы; а еще - люди, имеющие индивидуальную непереносимость продукта, или живущие в пустыне; не едят рыбу и неодушевленные предметы, и так далее.

Несмотря на изначальную ошибочность, предикативизм свойственен многим. На основе иррационального принципа мышления пытаются выстраивать политическую идеологию, маркетинговую стратегию, религиозные убеждения и прочее. Рекламные слоганы изобилуют предикативизмом: "Этот продукт - только для успешных людей!" Выходит, те, кто его не купит, не достоин успеха. И ради сохранения статуса звезды потребитель продолжит покупать рекламируемую продукцию. "Предикативное общество" - отличная предпосылка управления людьми, которые склонны к внушаемости, их ничего не стоит ввести в заблуждение.

По причине предикативного мышления происходило преследование "ведьм" средневекового периода, поиск колдунов по признакам внешности: нос с горбинкой, длинные каштановые волосы, черный кардиган, и другие особенности, не имеющие никакого смысла для человека со статусом "колдуна". Тот же предикативизм провоцировал религиозную нетерпимость, столкновение разнообразных культов, вражду националистических и расистских взглядов.

Современный предикативизм управляет потребительскими предпочтениями. Люди охотно выбирают стиль "успеха", им приятно иметь любое сходство с богатыми или знаменитыми личностями. Потребителю непонятно, что известный человек становится популярным не из-за денег. Деньги приходят к нему благодаря большому таланту, который и делает его известным. Мышление, основанное на предикативизме, способствует зависти, а человек в погоне за внешними отличиями, сам не понимает, зачем они ему нужны.


Смотреть ВИДЕО:

Рекомендуем

Неуверенная в себе женщина

психология

Неуверенная в себе женщина

Ни одна неуверенная в себе женщина не хотела бы открыто заявлять миру о собственных слабостях: хронической робости, неспособности найти и выделить в себе «изюминку», страхе оказаться в центре внимания и стать предметом постороннего обсуждения.

Страх упущенной возможности

личность

Страх упущенной возможности

Даже самые красивые девушки порой страдают от страха неуверенности в себе и своих собственных силах. Их посещают подобные мысли: «Что же на этот раз не так?», «Я недостаточно хорошая для него», «Я прилагаю меньше усилий, чтобы сохранить отношения».
Сильная личность

психология

Сильная личность
Сильная личность по наблюдению психологов, обладает большой волей и задатками настоящего лидера.
Такие личности обычно имеют некие общие черты мышления.
Харизма

личность

Харизма

Порою кажется, что без харизмы в современном обществе никуда: и работодатели часто говорят «мы вам перезвоним», и по карьерной лестнице не поднимаешься, да и вообще при общении с людьми харизма буквально очаровывает собеседника и располагает к себе.

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Звоните, и мы поможем Вам!
Задайте нам вопрос +7(812) 920-49-90

или
напишите ваш почтовый адрес: