Самооценка: социальные факторы

сессия с психологом..jpg




самооценка.jpg

Структура самооценки

Самооценка формируется из когнитивных и чувственных (эмоциональных) компонентов.

1. Когнитивный – равно самосознание, происходит от латинского слова «знания». Само название говорит, что человек пытается узнать себя, осознать свои возможности, выделять отрицательные и положительные качества.

 Познавая себя, человек формирует самооценку. Если человек не умеет формировать правильное мнение о себе, его самооценка неадекватная, или же он слишком занижает или повышает свою самооценку.

2. Эмоциональный – чувства, с которыми человек характеризует свои поступки и черты характера. Они бывают разные, в зависимости от жизненной ситуации: человек может любить себя или ненавидеть за что-то, принимает свои поступки или критично относится к ним, есть у него самолюбие и гордость, либо полностью отсутствуют эти качества.


Благодаря этим компонентам складывается мнение человека о себе, они неразрывно связаны между собой, ведь любое представление о себе человек воспринимает чувственно.


Факторы, влияющие на формирование самооценки

Когда человек не может себя оценивать адекватно, он создает проблемы и себе и своему окружению. Рассмотрим факторы, влияющие на формирование неадекватной самооценки и посмотрим, всегда ли человек сам виноват, что эти моменты на него влияют.


Социальные факторы

Основные принципы и элементы самооценки человек получает в семье. Он видит поведение своих родителей, сверстников и инстинктивно повторяет их. Малыш не может формировать самостоятельно свою самооценку, он обращает внимание на то, как к нему относятся взрослые. Его характер формируется в зависимости от того, каким образом ему объяснят в семье «что такое хорошо» и «что такое плохо». 

Пример HTML-страницы

Неадекватная самооценка напрямую связана с неправильной установкой, данной ребенку в семье или другими взрослыми людьми. 


Перечислим самые яркие:

· Незаслуженные нагоняи и взыскания.

· Постоянная лесть и комплименты в самых пустяковых ситуациях.

· Сопоставление ребенка с каким-то сверстником, который все делает лучше, чем он, принижение способностей.

· Вознесение на пьедестал в семье, постоянное выделение среди сверстников в школе, как усидчивого и умного ученика.

· Напоминание о неудачах ребенка, демонстративное выпячивание его недостатков и отрицательных качеств.


Любой детский психолог объяснит, что лучше хвалить ребенка, акцентировать на его сильных сторонах, чем ругать и указывать на недостатки. Маленький человек будет ярче и эмоциональнее воспринимать критику в свой адрес, чем похвалу. 

Если малыша постоянно только наказывать, он это запомнит на долгое время, отсюда подавленное состояние и от этого и будет зависеть его поведение.

Не только детям нужно одобрение и оценка со стороны, но и взрослым. Самооценка человека в любом возрасте зависит от мнения окружающих. Особенно человек прислушивается к мнению тех, кого он считает авторитетом.


Пример HTML-страницы

Личностные факторы

Самооценка формируется еще и в зависимости от личностных качеств человека. Его эмоциональность, склад характера, особенности натуры – все это влияет на самооценку.

Эмоциональный и страстный холерик предрасположен страдать и переживать свои поражения, он больше других зависим от мнения общества.

У меланхоликов свои переживания, хотя они не так эмоциональны, но будут переваривать каждый незначительный намек в свою сторону, стараясь найти себе оправдание или переживая, что не так выглядят в глазах других.

Флегматиков трудно вывести из равновесия, он может и не отреагировать на замечания и косой взгляд.

Мнение социума важно больше экстравертам, чем интровертам. Последние не склонны испытывать чувство смущения от мнения окружающих. Если человек сильно нелюдим, не любит общение, комфортно чувствует себя только в своем обществе, есть повод насторожиться, такие люди бывают несколько высокомерны, считают других недостойными для общения, вплоть до презрения. Экстраверты общительны, но склонны завышать свою самооценку.

Качества личности, безусловно, влияют на формирование самооценки, но более сильным фактором остается все же социум.


Уровень притязаний

Это следующий важный момент в формировании самооценки человека. Каждый из нас стремится к чему-либо в жизни: кто-то хочет купить крутую машину, у кого-то в мечтах большой загородный дом, а кто-то просто мечтает хоть один раз в жизни увидеть море. То, к чему стремится человек, его планы и замыслы и есть уровень притязаний личности.

Отличают адекватный уровень притязаний и неадекватный, классификация такая же, как и у самооценки. 


Рассмотрим на примерах:

1. Абитуриент подает документы в самый престижный ВУЗ страны, хотя его экзаменационные баллы оставляют желать лучшего, он не смог набрать их даже на поступление в самое обычное учебное заведение, где вовсе нет конкурса. Налицо неадекватный уровень притязания.

2. Другой юноша, хорошо закончивший школу, не идет учиться, он боится не поступить, хотя его экзаменационные баллы говорят о противном. Здесь также неадекватное притязание, хотя совершенно с другой стороны, человек просто не уверен в своих силах, самооценка у него на нуле.

Пример HTML-страницы


Поражения и победы, которые человек проходит в своей жизни, формируют уровень его притязаний. Невозможно взять высоту, которая изначально неподвластна человеку – это понимает любой спортсмен, занимающийся прыжками в высоту. 

Предположим, атлет поставил себе завышенную планку и старается его преодолеть, раз за разом терпя поражение. У него падает самооценка от этого, ведь уровень притязаний слишком высок, неадекватен.

В противовес этому, если человек ставит себе заниженный уровень притязаний, он никогда не добьется больших успехов, значит у него не будет веры в свои силы, самооценка падает.


Психолог скажет, что высокий уровень притязаний все же лучше, чем низкий


Человек хотя бы пробует чего-то достичь, он уверен в своих силах, если ставит себе большие задачи. А низкие притязания уже говорят о том, что индивид не уверен, у него самооценка уже занижена, ему трудно жить в обществе и ощущать себя слабаком.

Пример HTML-страницы

Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Звоните, и мы поможем Вам!
Задайте нам вопрос +7(812) 920-49-90

или
напишите ваш почтовый адрес: